В двигателях внутреннего сгорания с водяным охлаждением основной отвод тепла, выделяемого при сжигании топлива, происходит через радиатор. Это относится, как к бензиновым моторам, так и к дизельным.
При утечке антифриза и уменьшении его количества теплоотвод ухудшается. Это может привести к перегреву, а в критических случаях к заклиниванию поршней в цилиндрах и последующему дорогостоящему ремонту.
В большинстве современных автомобилей объём заливаемого антифриза составляет 10...15 литров. Если проанализировать тепловой баланс, это количество окажется не таким большим, как представляется. Чтобы обеспечить расчётные характеристики, ОЖ должна интенсивно прокачиваться по каналам и на 100 % покрывать теплопередающие поверхности.
Снижение уровня нарушает работу системы. Если продолжать движение, не принимая необходимых мер по устранению неисправности, через несколько километров возможна серьёзная проблема с мотором.
Во избежание подобной ситуации следует контролировать температуру и уровень охлаждающей жидкости по стрелочным указателям и контрольным лампам на панели приборов.
Это случается в результате нарушения целостности узла и герметичности соединений и уплотнений.
Первая возникает после нескольких лет эксплуатации. Причины – коррозия из-за воздействия дорожных реагентов, трещин от вибраций.
Вторая – из-за ослабления затяжки хомутов, потери упругости резины и поломки пружин сальников.
Местом ухода жидкости может стать и расширительный бачок. У него может треснуть пластмасса корпуса или перестать работать предохранительный клапан крышки.
Чтобы неприятность не застала врасплох, следует регулярно:
В случае выявления признаков неисправности, надо незамедлительно обращаться в автосервис и устранить появившиеся дефекты. Одновременно рекомендуется провести диагностику двигателя, т. к. перегрев может быть следствием других причин.
Если антифриз уходит через соединения металлических и резиновых труб, надо затянуть хомуты. Протекающие сальники – заменить.
Уплотняющие детали обычно труднодоступны из-за плотной компоновки моторного отсека. К тому же такие работы требуют навыка и наличия специального инструмента. Поэтому, если нет необходимого опыта, следует обратиться в автомастерскую.
Для ремонта существуют следующие методы:
Причиной пробоя радиатора могут быть камни, ветки и другие твёрдые предметы, попадающие в него снизу или через отверстия в передней панели автомобиля. Для снижения риска рекомендуется устанавливать защиту подкапотного пространства и сетки с мелкими ячейками.
Если при утечке уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке снизился ниже отметки «мин», но параметры держатся в допустимых пределах, мотор работает ровно, можно продолжить движение, добираясь до места ремонта своим ходом. В противном случае необходимо воспользоваться помощью буксира или эвакуатора.