Нормативное давление в шинах устанавливается производителем автомобиля, исходя из комплекса требований к безопасности и комфорту езды, управляемости, расхода топлива.
Отклонения от установленных значений могут привести к преждевременному износу протектора, элементов подвески, а в особо неблагоприятном случае к аварийной ситуации.
Установленные показатели зависят от нагрузки на колесо, вида корда, относительной высоты резины.
Вес автомобиля и груза требует соразмерной поддержки поэтому чем тяжелее и больше загружена машина, тем выше должно быть удельное усилие на опорную поверхность. При поездке по неровностям дорожного покрытия скаты сминаются, смягчая толчки, передаваемые на кузов. Покрышка с увеличенным соотношением ширины и высоты допускает большую величину деформации и наоборот. Значит, чем меньше этот параметр, тем выше давление.
Для транспортных средств малого и среднего класса с размерностью резины 175/65R14...205/60R16 рекомендованное значение лежит в пределах 2,5-3 атмосферы. В зависимости от количества пассажиров и груза, состояния дороги оно может меняться на 0,1-0,3 бар в ту или другую сторону.
Обычно заводские рекомендации приведены на табличке, находящейся на внутренней стороне лючка бензобака.
Наиболее распространены ручные манометры – аналоговые (стрелочные) и цифровые. Последние имеют большую точность и стабильность. У них погрешность в показаниях составляет около 0,05 атм.
В дорогих моделях авто могут быть встроенные системы контроля, совмещённые с возможностью подкачки. Автоматическая работа комплекса облегчает работу водителя, но увеличивает объём и стоимость сервисного обслуживания.
Ручные приборы имеют разметку шкалы в европейских (атмосфера) и английских (psi) единицах измерения. Последние имеют размерность в фунтах на квадратный дюйм – pound per square inch.
Обязательно уточнять, в какой системе ведётся проверка.
Во время езды колёса нагреваются. В соответствии с физическим законом p в них увеличивается на несколько десятых долей бара. Поэтому контрольные замеры следует проводить до начала движения на холодной резине.
Последовательность операций:
Процедура закончена.
Контроль обязателен перед каждой поездкой, но не реже 1 раза в неделю.
Примечание. Увеличение значения из-за нагрева протектора во время езды предусмотрено заводом-производителем, поэтому снижать его запрещено.
При длительном движении по ровному шоссе на высокой скорости рекомендуется превысить норматив на 0,1 атм. На грязной грунтовой дороге – снизить на ту же величину. При выезде на твёрдое покрытие – вернуть к нормативным показаниям!